Где находится наш авианосец


Где находится наш авианосец

Где находится наш авианосец

Где находится наш авианосец





Немного истории

Перед началом швартовных испытаний ТАКР «Тбилиси», весной 1989 года, главным конструктором корабля стал Л.В.Белов, а на государственных испытаниях, которые проводились под руководством вице- адмирала А.М.Устьянцева, он был заместителем председателя Правительственной комиссии. В конце 1989 года на корабле состоялись совместные летно-конструкторские испытания авиационного вооружения. 1 ноября 1989 года на его полетную палубу, впервые в истории отечественного флота и авиации ВМФ, совершили первые посадки, а затем и взлеты с нее корабельные истребители Су-27К, МиГ-29К и учебно-тренировочный Су-25УТГ (летчики-испытатели В.Г.Пугачев, Т.О.Аубакиров, А.В.Крутов и И.В.Вотинцев). До завершения государственных испытаний корабля (25 декабря 1990 года) с него было выполнено более 300 полетов. Затем испытания самолетов продолжались на Черном море до конца 1991 года, после чего ТАКР (с 4 октября 1990 года «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов») совершил переход к месту своего постоянного базирования на Северном флоте. ТАКР «Рига» получил новое наименование — гвардейский ТАКР «Варяг» (старый ракетный крейсер проекта 58 с этим историческим названием, в связи с окончанием срока службы, был исключен из состава Тихо-океанского флота, для которого предназначался новый ТАКР).

С ноября 1991 года ВМФ СССР (теперь — Российской Федерации), из-за общего сокращения военных расходов, приостановил платежи ПО «Черноморский судостроительный завод» (который ныне принадлежит Украине), необходимые для продолжения строительства ТАКР «Варяг» и АТАКР «Ульяновск». Результатом стало прекращение достройки «Варяга» (при готовности корабля около 65%) и строительства «Ульяновска», корпус которого, на три четверти уже сформированный на стапеле, в 1992 году разрезали на металл.

После ряда переговоров между правительственными делегациями России и Украины по вопросу достройки ТАКР «Варяг», которые не дали положительных результатов, он был исключен из списка ВМФ России и передан заводу-строителю в счет долгов Министерства обороны РФ. В начале 1996 года ПО «Черноморский судостроительный завод» подписало контракт с одной из английских фирм о продаже ей корпуса недостроенного «Варяга» на металлолом.

Изменившиеся в последние годы политические и экономические условия значительно осложнили и задержали освоение ТАКР (в ВМФ России — ТАВКР) «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов», укомплектование его авиагруппы серийными истребителями Су-27К и подготовку летных экипажей для них. Только в 1993 году на Северный флот прибыли предназначенные для корабля самолеты, а в следующем — удалось подготовить (на арендованном у Украины наземном комплексе «Нитка») десять строевых корабельных летчиков. В конце августа они совершили свои первые посадки на ТАВКР, а в сентябре того же года корабль принял участие в учениях флота, в ходе которых началось практическое освоение его авиационного вооружения. В день 50-летия Победы, 9 мая 1995 года, пятерка Су-27К из состава авиагруппы ТАВКР участвовала в юбилейном воздушном параде над Москвой. В конце сентября того же года «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» вновь вышел в Баренцево море для отработки различных задач совместно с силами Северного флота. 14 октября на корабль была осуществлена 800-я посадка, ее совершил на самолете Су-25УТГ командир смешанной (самолеты, вертолеты) авиадивизии полковник Т.А.Апакидзе (для которого она оказалась сотой). Мужество и героизм при освоении новой техники были отмечены награждением группы первых корабельных летчиков ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» Золотой Звездой Героя России.

Начало 1996 года, в котором отмечается 300-летие Российского флота, ознаменовалось значительным событием в истории отечественного ВМФ. Несмотря на сложное финансовое положение, в котором оказался наш флот, его командование успешно провело первый длительный поход в Средиземное море отряда боевых кораблей и вспомогательных судов ВМФ России в составе двенадцати кораблей и судов трех флотов во главе с ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» как модели авианосной многоцелевой группы (АМГ). Авиагруппа ТАВКР состояла из 15 самолетов Су-27К, одного Су-25УТГ и 11 вертолетов Ка-27.

На первом этапе похода — переходе в заданный район — отрабатывались задачи межтеатрового маневра АМГ. ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и сопровождавшие его эскадренный миноносец «Бесстрашный», танкер «Днестр» и буксир СБ-406 вышли из главной базы Северного флота в конце декабря 1995 года. На маршруте перехода к ним присоединились сторожевой корабль «Пылкий» и танкер «Олекма» Балтийского флота. Экипажи кораблей и судов отряда отрабатывали в Атлантике элементы совместного плавания, командованием похода проводились учения с применением корабельной авиации в целях истребительного прикрытия и ближней ПЛО АМГ, организации поиска иностранных подводных лодок и слежения за ними; обнаружения, наблюдения и слежения за авианосными ударными группировками ВМС НАТО; выполнялись ракетные и артиллерийские стрельбы. Буксир из Бискайского залива вернулся в базу, танкер «Олекма» находился в составе отряда до Гибралтара. Через 10 суток похода, пройдя около 4000 миль, АМГ прошла Гибралтарским проливом в Средиземное море. После встречи с танкером «Иван Бубнов» и буксиром «Шахтер» Черноморского флота корабли и суда АМГ приступили к выполнению задач второго этапа, на котором основное внимание уделялось совершенствованию управления силами группы, повышению ее боевой устойчивости и проведению интенсивной боевой подготовки корабельной авиации в благоприятных погодных условиях. Самолетами было совершено более 400 полетов, вертолетами — около семисот. Демонстрация (после трехлетнего перерыва) российского флага в зоне исторических интересов нашей страны и особенно присутствие там корабельной авиации, а также интенсивная боевая подготовка кораблей АМГ с проведением тактических учений, полетов авиации и боевых стрельб в течение всего похода вызвали повышенный интерес со стороны военных командований стран НАТО и Средиземноморского бассейна, способствовали установлению их контактов с кораблями ВМФ России как с равными партнерами.

В начале похода ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» посетил министр обороны Норвегии, у берегов Туниса — командующий 6-м флотом ВМС США. Группа адмиралов и офицеров была приглашена на многоцелевой авианосец «Америка», пришедший для встречи с российскими кораблями из района своего боевого патрулирования в Адриатическом море. Там наши летчики В.Г.Пугачев и Т.А.Апакидзе приняли участие в полетах с авианосца в качестве членов экипажей американских самолетов F-14 «Томкэт» и С-ЗА «Викинг».

В феврале АМГ посетила порт Тартус Сирийской Арабской Республики.

Поход ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» и других кораблей ВМФ Российской Федерации в Средиземное море в значительной степени повысил международный авторитет нашей державы, послужил возрождению традиционных дружественных отношений с ВМС стран Средиземноморья и установлению новых контактов. На заключительном этапе похода, в конце марта 1996 года, на Северном флоте были проведены командно-штабные учения с участием .возвратившейся из Средиземного моря АМГ с целью проверить реальную боеготовность сил флота. В них приняли участие более 40 кораблей и подводных лодок, около 50 самолетов и вертолетов. На этих учениях АМГ успешно отразила налет морской ракетоносной авиации, подтвердив реальность повышения боевой устойчивости группировки отечественных кораблей в морской и океанской зоне в полтора—два раза при наличии в их составе ТАВКР типа «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов».

Как и подледный поход тяжелого ракетного подводного крейсера типа «Акула» летом 1995 года к Северному полюсу, с пуском в том районе баллистической ракеты, первая боевая служба ТАВКР «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов» подтвердила, что Россия может и должна вступить в третье тысячелетие мировой истории и четвертый век своего регулярного флота, оставаясь великой морской державой.


Боевое применение

Российский авианосец целиком и полностью разделил нелегкую судьбу, постигшую нашу страну и ее Военно-морской флот на рубеже тысячелетий. Заря над ним несколько раз сменялась мраком неизвестности и почти безысходности. Так же, впрочем, как и у большей части граждан великой и огромной некогда страны, потерявшей в одночасье свое былое могущество.

ТАВКРу пришлось поменять свое имя, причем трижды. Сначала он был наречен "Ригой", после смерти "вечного" генсека он стал "Леонидом Брежневым", затем - "Тбилиси" и только после получил то имя, которое и носит с гордостью сегодня.

Пришлось досрочно сменить кораблю и причал Севастополя на далекий и холодный Север. Из города же русской морской славы российский корабль фактически вынужден был в спешке удирать, дабы не разделить судьбу первого отечественного атомного авианосца "Ульяновск". Того разобрали на металл. Или судьбу своего собрата с гордым именем "Варяг", который после продажи самостийной Украиной на металлолом за границу сел в Средиземном море на мель и долго не хотел с нее сходить. Корабль будто не желал сдаваться и уходить умирать на чужбину.

Любопытно, что ряд боевых кораблей бывшего советского ВМФ, проданных на слом за границу, до места назначения так и не дошли, затонув на переходе морем. Что было причиной тому? Почему корабли вдруг набирали в себя воду и камнем шли на дно? Доподлинно это уже не установить. Может, дала себя знать "усталость" металла, а может быть, и кто-то из бывших членов команд кораблей помог ставшим ненужными стране "стальным бойцам" достойно уйти из жизни. Да и какая, по сути, разница. Только вот многие офицеры, проходившие ранее службу на проданном затем за кордон корабле, искренне радовались, узнавая, что их родная "коробочка" не сдавалась. Почти как легендарные "Варяг" и "Кореец"...

"Кузя"

Слава Богу, что "Кузю", как его ласково называют на флоте, подобная участь обошла стороной. И он во многом благодаря тогдашнему командующему Черноморским флотом адмиралу Игорю Касатонову остался и до сих пор находится в строю.

Сегодня "Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов" - единственный авианесущий крейсер в составе российского ВМФ. Причем этот крейсер можно с полным основанием считать полноценным авианосцем. Не таким, конечно же, как американские атомные гиганты типа "Нимиц", но вполне равным по боевому потенциалу, например, новейшему французскому атомному авианосцу "Шарль де Голль". А по численности корабельной авиагруппы наш "Кузнецов" имеет даже превосходство: 52 летательных аппарата против 40 - у француза.

Российский ТАВКР обладает мощным ракетным вооружением
:
 -12 пусковых установок сверхзвуковых противокорабельных ракет "Гранит", которые используют в залповой стрельбе принцип "волчьей стаи", не оставляя никакого шанса противнику;
 -четыре батареи ЗРК "Кинжал" по шесть установок вертикального пуска в каждой при общем боезапасе 192 ракеты (это - первые в мире ракеты, в которых реализован холодный вертикальный старт из подпалубной пусковой установки);
 -две пусковые установки комплекса противоторпедной защиты "Удав" по 10 направляющих в каждой.
 Кроме того, на "Кузнецове" установлены шесть 30-мм артустановок АК-630М, прозванных за свою потрясающую скорострельность "металлорезками", и восемь боевых модулей зенитного ракетно-артиллерийского комплекса "Кортик". Каждый из модулей включает в себя две "металлорезки" и восемь пусковых контейнеров с высокоскоростными ЗУР (а общий боезапас патронов и ракет просто огромен).

Хотя, с другой стороны, необходимость размещения такого мощного, в том числе и чисто ударного, вооружения на ТАВКРе многими военно-морскими экспертами оспаривается. Ведь авианосец - это в конечном счете "плавучий аэродром", основная задача которого - "возить" авиагруппу и обеспечивать взлет и посадку самолетов и вертолетов. Видимо, все дело заключается в том, что подавляющее большинство высших лиц нашего государства никогда не считали полноценные авианосцы такой уж необходимой вещью, отводя им роль больше противолодочного средства или, в крайнем случае, непосредственного авиационного прикрытия своих кораблей в море. О том же, чтобы использовать их для нанесения мощных ударов по суше, и в мыслях даже не было. Приводился такой аргумент: "Авианосцы - это оружие агрессии, а Советский Союз выступает за мир". Вот те на! Видать, про необходимость иметь "бронепоезд на запасном пути" забывали.

С другой стороны, трудно было найти нашему руководству средства, необходимые на постройку настоящих авианосцев, когда большая часть флотского бюджета уходила на атомный подводный океанский ракетно-ядерный флот, и т. п.

Первым делом - самолеты

Но главным достоинством российского авианосца является его авиагруппа. В ее составе находятся поистине уникальные самолеты и вертолеты. Прежде всего это Су-33 - единственный в мире тяжелый истребитель, который может садиться на корабль и взлетать с него без катапульт, что называется, "на своих двоих" (в смысле двигателях).

В 1996 году "Кузнецов" находился в дальнем походе в Средиземке, где отряд российских кораблей тесно взаимодействовал с американской авианосной группой. При этом американцы во главе с командующим 6-м флотом США вице-адмиралом Дональдом Пиллингом по приглашению руководившего походом адмирала Игоря Касатонова посетили российский ТАВКР.

Присутствовавшие при таком уникальном и ранее совершенно немыслимом событии офицеры потом рассказывали мне, какое неподдельное восхищение у наших бывших противников вызвали "сушки". Они долго не могли поверить, что эта многотонная стальная птица с полным боекомплектом взлетает с достаточно короткой, по американским меркам, палубы безо всяких там катапульт. Да, трамплин, конечно, помогает. Но... Когда же американцам разрешили посидеть в кабине нашего истребителя - они стали восторгаться, словно дети, нашедшие под новогодней елкой желанные подарки. Но еще больше радовались российские адмиралы: заткнули-таки заносчивых янки за пояс!

А ведь кроме Су-33 на "Кузнецове" могут базироваться и Су-25УТГ, и вертолеты радиолокационного дозора Ка-31 (тоже, между прочим, уникальная машина - ни у кого в мире больше нет "вертолетного" АВАКСа, способного базироваться даже на эсминцах или фрегатах), и еще несколько типов вертолетов. Могут на нашем корабле "жить" и палубные истребители другой марки - МиГ-29К, которыми будет вооружен модернизируемый сейчас "Горшков", когда войдет в состав индийского флота.

А дальше...

Сегодня наш флот оказался в состоянии направить авианосец в Атлантику, где летчики единственного в России корабельного истребительного авиаполка поднимают в небо грозные Су-33, показывая всем, что порох у нас в пороховницах еще не отсырел. Но жить сегодняшним днем - недальновидно. Надо стремиться заглядывать и в будущее. А вот будущее отечественного авианосного флота пока достаточно туманно.

Вопрос о кораблях данного класса - это больной вопрос нашего государства на протяжении уже более чем полувека. Реально же никаких подвижек здесь в последние годы не было, нет и, скорее всего, не будет. Давайте смотреть правде в глаза: в ближайшей (а то и среднесрочной) перспективе, т. е. в период до 2009 г. как минимум, наша страна будет не в состоянии позволить себе такую роскошь, как авианосцы, даже легкие.

Подтверждением тому являются и заявления командования ВМФ России, озвученные после заседания Морской коллегии, проведенной в июле сего года в Архангельске. По словам российских флотоводцев, до 2010 года не стоит ожидать начала строительства каких-либо авианосцев, а все средства будут направлены на обеспечение своевременного ремонта нынешнего корабельного состава и начало серийного строительства кораблей классов корвет, фрегат и эсминец.

В чем же заключается основная причина переноса строительства новых российских авианосцев? Как это ни печально - в отсутствии в военном бюджете необходимых средств. При этом различные межведомственные разногласия и недопонимание политиками роли авианосного флота в обеспечении национальных интересов отходят даже на второй план. Деньги решают все. Есть они - будут и авианосцы, нет финансовых средств - за эту программу даже не стоит и браться.

Почем мануфактурка?

К большому сожалению, сегодня у российского оборонного бюджета не хватит никаких силенок потянуть программу проектирования и серийного (да-да, серийного, а иначе из-за одного корабля и огород городить не стоит) строительства полноценного авианосца, а не его эрзац-варианта.

За примерами далеко ходить не надо - возьмем ту же Францию, которая не беднее нас. Первоначальные планы французских ВМС предусматривали постройку не менее двух атомных авианосцев, чтобы безболезненно для боевого потенциала флота списать котлотурбинные "Клемансо" и "Фош". Однако после подсчета всех расходов на строительство головного АВМА "Шарль де Голль" руки у французских военных финансистов и правительственных чиновников задрожали... Сумма оказалась почти на треть больше запланированной! Улыбка, появившаяся было у французов после спуска атомохода на воду, быстро превратилась в кислую мину - от второго корпуса пришлось отказаться.

У других держав корабли такого класса тоже недешево стоят. Например, ориентировочная стоимость двух перспективных британских авианосцев с обычной ГЭУ достигает 3,1 млрд. фунтов, а последние американские атомные авианосцы вместе с авиагруппой обходятся налогоплательщику в более чем 5 млрд. долл.! Ясно, что у России на данном историческом этапе даже половины от такой астрономической суммы не наберется. Остается надеяться, что сработает заявленное увеличение ВВП в два раза.

После анализа вышеприведенных и некоторых других фактов невольно приходишь к заключению, что в среднесрочной перспективе "Кузнецову" придется одному отстаивать честь российского авианосного флота, не позволяя нашим "палубникам" растерять мастерство, и ждать подхода свежих сил. Будем надеяться, что они все-таки подойдут своевременно.

Источники


Источник: http://dokwar.ru/publ/vooruzhenie/aviacija_i_flot/avianosec_admiral_kuznecov/15-1-0-107





Где находится наш авианосец

Где находится наш авианосец

Где находится наш авианосец

Где находится наш авианосец

Где находится наш авианосец

Где находится наш авианосец

Где находится наш авианосец

Где находится наш авианосец

Читать далее: